ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА КРАЙ НОЧИ

Предуведомление

В ночь с 31-го октября на 1-е ноября в клубе "Край" произошел индустриально-готический ритуал под названием "Путешествие за край", посвященный празднованию Хелловина и организованный "Русским Готическим Проектом". В празднике приняли участие музыкальные проекты "Зима 23", Neutral, Cyclotimia и DMT, а также Андрей Наркевич и Алекс Царев, в качестве диджеев. Так, как я принимал самое непосредственное участие в событии, то впечатления только от выступления первых трех проектов и самого праздника. Что касается моего выступления, то напишу только некоторые подробности технического характера.

Пояснительное отступление, объединенное со Вступлением

Современная индустриальная культура и индустриальная музыка (т.н. "индастриал") вообще и в России, в частности, превратилась в понятие настолько абстрактное и размытое, что этим словом называют все, что угодно, как в ругательном, так и хвалебном значении - от MTV-попсы и экспериментального техно до классического авангарда типа Шнитке или Штокхаузена. Естественно, что за всем этим почти потерялся основные элементы индастриала, без которых он индастриалом быть де-факто давно перестал, а именно ритуальная и идеологическая его составляющие. Причем не просто вообще "ритуальная" и "идеологическая", а привязанные к совершенно конкретным общестным настроениям и тенденциям. Без этих составляющих индастриал на Западе давно превратился или в академическое музицирование на заданную тему или в поп-музыку, снабженную некоторыми поверхностными индустриальными эффектами, а в России он, за редкими исключениями, иным никогда и не был. Естественно, что периодически возникают отдельные музыканты или даже целые движения, пытающиеся (иногда довольно успешно) возродить индастриал в его оригинальном виде или, не теряя аутентичности, перенести его на современную почву. Особенно мощная такая волна покатилась в эпоху окончательной профанации индастриала - в середине 90-х. На этот раз она докатилась и до России и по всей стране понемногу начали появляться музыкальные проекты, отталкивающиеся именно от этих базовых ритуальных и идеологических элементов.

Примерно такая же ситуация и с готикой. Осложненная (а может наоборот облегченная) только тем, что, во-первых, готическая культура носит ярко выраженный фетишистский характер, и, во-вторых, до России готика по настоящему не дошла до сих пор ни в каком виде.

Центрами, вокруг которых происходит концентрация людей, проповедующих индустриальное и готическое "очищение" являются несколько поддерживающих между собой хорошие отношения проектов, среди которых и "Русский Готический Проект".

Хелловин, отмечаемый в канун Дня Всех Святых, является одним из главных готических праздников. Предполагается, что в этот день (точнее ночь) все самые темные и мрачные природные силы, так же, как и в канун Рождества и Вальпургиеву Ночь, набирают полную силу и в открытую торжествуют. Т.е. лучшего времени для проведения индустриально-готического ритуала не придумаешь.

Однако Хелловин, традиционно, носит откровенно карнавальный характер, а планировавшееся действо задумывалось, как мероприятие крайне серьезное, где-то, даже, манифестационное. Поэтому собственно карнавальный элемент решили сократить до минимума - готическая внешность, по желанию, гроб в центре зала, тыквы с горящими внутри свечами, расставленные по углам. А серьезность добрать непосредственно во время выступления музыкантов. Кроме того, мероприятие планировалось, как закрытое, для узкого круга "посвященных" своих. Рекламы не было практически никакой - только были вывешены баннеры на сайтах "Русского Готического Проекта" и журнала RWCDAX. Вход в клуб был по спискам, списки составлялись на основе присланных заявок, сомнительные люди отсеивались, людям в "одежде агрессивной раскраски" вход был запрещен. В список попало более трехсот человек - организаторы были в шоке и молились своим богам о том, чтобы большая часть представителей этого списка до клуба так и не дошла.

И название получилось хорошее - и с клубом замечательно кореллировалось, и характер носило ярко выраженный готический, и приятную аалюзию на Селина содержало, и много еще чего. Но собственно о празднике.

Подготовка

Для меня праздник начался уже в 5 вечера - именно во столько я и Cyclotimia подвезли к клубу оборудование. Предполагалось, что в клубе уже будет находиться часть организаторов и готовить реквизит. После выгрузки из машины оборудования выяснилось, что ничего подобного - найти удалось только охранника юридической фирмы, занимающей смежное с клубом помещение - тот сообщил, что ни о каком концерте ничего не знает и закрыл дверь, оставив нас наслаждаться вполне готической погодой, состоявшей из пасмурного неба и мелко моросящего дождика.

Примерно через полчаса нашего топтания под дверью дверь неожиданно отворилась и появилась милая девушка Аня, которая стала извиняться и объяснять, что не услышала нашего стука. Мы стали заносить и подключать оборудование. Клубного звукооператора все еще не было - как выяснилось, он уехал на дачу и должен был появиться "вскоре", которое затянулось почти до половины одиннадцатого. На настройку и подключение четырех групп оставалось три с половиной часа. В районе половины седьмого начали появляться и организаторы с реквизитом, все дружно взялись за вырезание тыкв и привинчивание колесиков к гробу. Прцесс же настройки застопорился - все было скоммутированно, звук был чудовищный, на общем выходном эквалайзере было выставленно черт знает что. Выравняли между собой левый и правый каналы и больше крутить ручки, в отсутствии местного звукооператора, просто не решились. Все это кончилось тем, что мне просто не хватило места на маленьком местном пульте и я, подключившись через пульт Сайклотимии, плюнул на звук и играл на их настройках.

К девяти подъехали и остальные музыканты. "Зима 23" занялись своими настройками, а Neutral, собственный звукооператор которых также отсутствовал, печально сидели в сторонке.

В начаде десятого начали собираться зрители. Многие, на удивление, в готическом мэйкапе. Алекс Царев поставил Current 93 и действо началось. Праздник Уже часам к одиннадцати зрителей набилось столько, что в неособенно крупном помещении "Края" было не продохнуть, ни протолкнуться. Затрудняюсь сказать, пришли ли все те ожидаемые триста с лишним человек, но, по словам клубного начальства, такого там еще не было. Причем разношерстность публике также производила впечатление - в зале были замечены, как небольшие группки панков, так и представители московского электронно-музыкального, арт- и интернет-бомонда. Несмотря на то, что цены в баре были очень высокими, публика довольно быстро набралась и братания происходили массово и по всем углам. Причем без эксцессов. Около сцены в боевых позициях расположились три видео-оператора.

Первыми выступали "Зима 23". Группа состоит из двух человек - девушки-вокалистки и человека, занимающегося собственно музыкальной частью и также время от времени вокалирующего. Музыка представляет из себя современный EBM с готическим налетом, т.е. жесткий, мощный и монотонный электронный ритм, пульсирующий бас, минималистичесие романтические и довольно мрачные мелодии плюс рычащий мужской и фолковый распевный женский вокалы. Начали очень мощно, публика резко оживилась и сгрудилась до полной непроницаемости у сцены. В целях еще большего оживления, мы с Полиной начали фотографировать друг друга лежащими в гробу. Окружащие прореагировали довольно робко, но через некоторое время начали подходить с просьбой проделать с ними тоже самое, а затем массово занялись этим самостоятельно. Причем увлеклись настолько, что вскоре колесики и крышка гроба были выломаны с корнями. Вадим Эпштейн, как главный держатель слесарных инструментов и пакета акций гроба, занялся оперативным ремонтом и повторял его раза три за ночь. Так что в течение всей ночи в зале работал бесплатный атракцион "Изготовление гроба в присутствии заказчика". К утру была продавлена также и крышка гроба.

В первой части "Зимы" вокала не было слышно практически вообще. О том, что он есть можно было догадываться только по открывающимся губам вокалистов. Затем эта проблема частично была решена. Первая, EBM-ная часть выступления, к моей радости (а я не являюсь особенно большим поклонником современного EBM) закончился и начался совершенно поразительный нойзовый трэк, длившийся минту пятнадцать. Грув-бокс и разнообразные электронные коробочки исторгали отличный атмосферный скрежет и гудение, а вокалистка пронзительно пела и стонала. Потом все кончилось. Андрей Наркевич начал готик-поп микс, а довольная публика, по мере возможности, стала протискиваться в бар.

Тем временем все-таки появился звукооператор Neutral и они начали настраиваться. В обычном своем состоянии они играют довольно странную музыку, напоминающую мне смесь Garbage и Blood Axis. Т.е. эдакая гитарная атмосферная волна с добавлением разных индустриальных нойзов и с электронной ритуальной перкуссией. Здесь они решили выступить в акустике (в составе гитары, виолончели, скрипки и четырех разнополых вокалистов) и исполнить камерную нео-классическую программу. Также был обещан кавер Death In June.

Настройка затянулась за полночь, публика начала скучать, наиболее торопящиеся начали расходиться на последнее метро. Я ушел в коридор покурить и пообщаться с народом и не заметил, когда началось собственно выступление. Судя по тому, что я услышал, случайно зайдя в зал и обнаружив, что концерт уже начался, сорокаминутная настройка особого эфекта не дала - инструменты не звучали совершенно, вокальные экзерсисы также были крайне неразборчивы. Музыка, предназначенная для исполнения в специальном зале со специальной акустикой, в местных условиях прозвучала очень вяло и неубедительно. Пока я, с большим трудом, проталкивался к сцене, программа подошла к концу. Последние, расчитывающие уехать на метро, стали выстроились в очередь в раздевалку, остальные опять повалили в бар. Наркевич продожил свой готический сет, а к выступлению начала готовиться Cyclotimia.

Это было их первое выступление, естественно, что подготовка сопровождалась обильными переживаниями и треволнениями. Видеопроектор, показывавший до этого разнообразные вариации на тему похождений Дракулы, был перезаряжен на смесь порно и окровавленных расчлененных трупов и в половину второго лучшее выступление концерта началось. То, что играет Cyclotimia наверное можно назвать darkwave - мрачная торжественная музыка с медленным и мощным ритуальным ритмом, разнообразными хорами, стрингами, колоколами и душевыворачивающими нойзами. Все было исполнено наиболее безукоризненно и с наилучшим звуком. Мрачность и торжественность музыки действительно захватывала и вводила в транс. Кто-то сказал, что видел в зале двух плачущих девушек. Я не видел, но то, что все были потрясены - факт. Меня попросили помочь с голосом в одной из композиций, что я с удовольствием и сделал - в середине выступления вышел на сцену, зажег свечку и зачитал отрывок из "Заратустры". Говорят, что было очень хорошо. Где-то к этому времени у Андрея Наркевича (бывшего главным организатором действа) сдали нервы и он, проникшись мыслью, что все плохо и хуже некуда впал в глубокую депрессию.

Последним, в начале четвертого, начал играть я. Так как музыканты, обычно помогающие мне во время концертов, приехать не смогли, вместе со мной на синтезаторе играл Алекс Царев и таже я подмиксовывал некторые шумы и поскрежетования с компактов. Технические глюки, начавшиеся еще до концерта продолжались. Для начала заел компакт-плэйер и вступление ко второй вещи, исполнявшееся Алексом, затянулось на лишние минуты две. Затем я в нескольких местах выдал совершенно не относящийся к делу скрежет (который, впрочем, мне только понравился). Как выяснилось после концерта, я переборщил с холлом на голос и тексты разобрать было практически невозможно (хотя, по уверению всех, сам по себе голос звучал просто отлично). Также семиминутный эмбиентный трэк в середине программы был сделан слишком тихо и, по отзывам, бывали места, когда в зале были слышны только отдельные позвякивания. В довершение всего, оказалось, что Андрей, все еще пребывавший в депрессии, забыл перевернуть кассету в деке и мое выступление не записалось. А я очень на эту запись расчитывал - некоторые вещи исполнялись полностью вживую и в записанном виде просто не существуют. Программу закончил трехминутным фрагментом скрежещего и гудящего трэка "Amber" в исполнении Бойда Райса, выведя его постепенно на максимальную громкость. Публика, до этого толпившаяся около сцены, в испуге стала зажимать уши руками и разбегаться. Правда, к моему удивлени, трэк был многими узнан и воспринят очень приветственно.

Когда я наконец прекратил свой небольшой террористический акт, меня обступили сразу трое или четверо поклонников-неофитов, попытавшихсся немедленно напоить меня водкой. Отделаться стоило больших трудов. Потом подошел человек, пригласивший выступить в каком-то клубе в середине декабря.

На этом собственно все стало постепенно заканчиваться. Андрей занял свое место у диджейского пульта и под последний готический сет, народ начал выдвигаться, дабы неспешно побродить по спящей Москве и разъехаться с открытием метро.

Нечто небольшое вместо Эпилога

Собственно состоялось. Не совсем так, как планировали организаторы. И публика, не смотря на все усилия, собралась настроенная больше на карнавал, и технические проблемы валились комом одна за другой, и состав музыкантов был подобран не совсем концептуально (хотя, в общем-то, не особенно есть из чего выбирать, да и хотелось, чтобы люди были объединены, в первую очередь, общей идеей и настроением, а не музыкой). Но вот первое выступление произведено, манифест провозглашен, выводы сделаны. Теперь вперед, надо дальше делать.

Дмитрий Толмацкий

P.S. Через день я зашел в магазин "Всесоюзный", что на последнем этаже ЦУМа. Там, в отделе "Альтернативная музыка" обнаружил двух продавцов, обсуждающих событие в "Краю". Был узнан и вопрошен.