Миша Вербицкий

Easy listening for the hard of hearing
(легкая музыка для немного оглохших)

Выпуск 22
(26 июля 2000)

Инструкция По Выживанию

СМЕРТНОЕ

URCD 006

1991

  • Тексты и музыка -- Р. Неумоев

  • Александр Ковязин -- ритм-гитара
  • Евгений "Джексон" Кокорин -- лидер-гитара
  • Евгений "Джек" Кузнецов -- барабаны
  • Аркадий Кузнецов -- бас
  • Роман Неумоев -- вокал, бэк-вокал, клавишные.

  • Цифровая реставрация -- В. Анчевский, Д. Коротаев тексты

    "Убить жида" Романа Неумоева

    (вместо рецензии на альбом Смертное, УР-Реалист, URCD 006)
    Когда и если через много лет кому-то придет в голову составлять историю нашей музыки конца 1980-х и начала 1990-х, то окажется, что группы важнее Инструкции по Выживанию тогда просто не было. Инструкция не просто составила радикально новую и по тем временам революционную идеологему, не просто выстроила в дополнение к ней небывалый в России плотный и мощный гитарный звук -- ИПВ осуществила органическое взаимодействие этих двух элементов (мистического национализма и готического звучания), добившись того, к чему безуспешно стремились Sisters of Mercy и Fields of the Nephilim. Вместо худосочного оккульта с пришепетываниями, прямо и безыскусно: "Убить жида". Как это свеже, да. Сколько драйва.

    "Инструкция по Выживанию" была еще в 1985-м году, но тогда ее никто не знал. Известность Инструкция получила, по легенде, из-за публикации в первом номере издаваемой Неумоевым "Сибирской Язвы" беседы Летова и участников формации ИПВ Панки в своем кругу. Неумоев в то время уже был вокалистом ИПВ, хотя большую часть песен писал все еще Кирилл Рыбьяков; та же встреча с Летовым зафиксирована на культовом бутлеге "Инструкция по Обороне", впоследствии тоже изданном УР-Реалистом.

    Немиров, в то время отбывавший ссылку в Надыме, говорят, радовался, что отсутствовал, иначе "тоже бы там был, и тоже бы говорил". Раздражение Немирова понятно, поскольку именно тогда (а это была по сути первая публикация и Летова и ИПВ) была зафиксирована совершенно нетипичная для соврока ориентация на тотальную метафизику. Летов сам определял панк так:

    Еще важный момент, впервые сыгравший в "Панках в своем кругу" (а впоследствии послуживший рычагом к созданию группы Коммунизм) -- ориентация сибирского панка на московский концептуализм, Мухоморов и ДК. Конечно, у ИПВ оно никогда не было столь явно, как у Летова, но парадоксальная для панка тенденция к усложнению музыкальной формы и резким концептуальным ходам определила на много лет развитие не только ИПВ, но и Чернозема и Кооператива Ништяк -- возможно, в большей даже степени, чем Летова самого.

    После появления "Панков в своем кругу" в издававшейся тиражом в 7 экз. Сибирской Язве, этот текст был немедленно перепечатан (с различными изъятиями) в десятке разных самиздатских журналов, общим тиражом, наверное, за несколько тысяч.

    И в "Панках в своем кругу" и в произошедшей тогда же записи Инструкции по Обороне вполне очевидна ориентация на "остросоциальность" и популяризованный Огоньком Коротича антисоветский дискурс, доминировавший тогда в совроке: клеймятся любера, Память, а в ИПО Неумоев еще и исполняет песню "Империя" о притеснении свободолюбивых народов СССР. Тем поразительнее произошедший буквально через год поворот на 180 градусов в политике ИПВ и (немного времени спустя) Летова. Мне хочется объяснить этот поворот изначальной ориентацией на метафизику, которая плохо сочетается с огоньком и коротичем. Оно же и объясняет, почему Немиров, изначально чуждый всякой метафизике и чертовщине, так и остался приверженцем США, Огонька и "рынка".

    В любом случае, этот поворот оказался гениальным маркетинговым ходом, навсегда запечатлевшим Инструкцию по Выживанию в нашей истории. Дело в том, что "рок" позиционируется и отчасти позиционирует себя как нечто урожденно западное и западническое; западные журналисты весьма удивляются вообще факту существования национально ориентированного и тем более анти-западного рока (как, например, в Сербии). А между тем, и поп и рок -- это орудие пропаганды, и то, что он пропагандирует западные ценности на Западе, совсем не значит, что он должен пропагандировать их где-либо еще.

    В России рок был либо аполитичный, либо либерально-западнический; спектр этот отчасти разнообразился радикализмом Телевизора, ГО и Наутилуса, но лишь отчасти, поскольку то, что они говорили, через год-два повторяли все уже масс-медиа, от "твой папа -- фашист" до "выйду босиком и пойду зажигать наш дом", особенно конечно последнее. Единственным исключением была баптистская группа Трубный Зов, но она только подтверждала правило, будучи сосудом для пропаганды баптизма и голоса америки, да и говенным весьма.

    Был, конечно, Жариков (ДК), к тому моменту чуть ли не вступивший в Память и печатавший статьи против жидов и коммунистов в различных изданиях национальной ориентации. Но жариковские эскапады производили впечатление тонкого, и не сильно чистоплотного издевательства -- уж в чем-чем, а в идеализме его заподозрить никто не мог. ИПВ ж были (или казались) эстетами и идеалистами.

    Трудно описать, какой фурор произвело исполнение Инструкцией неумоевской песни Убить Жида, за которую песню ИПВ и организаторов фестиваля Индюки таскал по судам журналист И.Смирнов. По ассоциации в интеллигентских кругах была признана виновной в антисемитизме и мракобесии даже Гражданская Оборона, которая тогда еще никак себя не проявила, за вычетом совместных иногда выступлений с ИПВ. Какое-то время у интеллигентов проходила эпидемия уничтожения кассет ГО, Янки и других сибирских панков (ИПВ тогда знали лишь понаслышке и кассет не было). Летов упорствовал в заразе национал-коммунизма, и таки попал в "День", НБП и все возможные черные списки -- не исключено, что это было просто естественной реакцией на такую тоталитарную рецепцию его (невинного, и правда) сообщничества с Ромычем (сам Летов, занимаясь историческим ревизионизмом, утверждает, что был всегда коммунистом и чуть ли не пропагандировал советский строй, но вряд ли это так).

    Неумоев, что забавно, никакой эволюции со времен "Убить Жида" не претерпел, оставшись "старым правым" в духе жидоядия и монархизма.

    Jedem das seinem.

    ИПВ 1980-х было проектом коллективным; песни сочинялись всеми вместе, а ориентированы они были на тот же самый танатофильский протестный экзистенциализм, что и продукты ГО. Разве что, однако, опусы ИПВ были куда сложнее, припев не выделялся (как у Летова) кричалками, и ориентация на поэзию Серебряного Века была у ИПВ куда очевиднее, чем даже у ГО. Записано оно, к сожалению, очень плохо, а по сути совсем не записано -- единственно приличная запись, Конфронтация в Москве, похоже, уничтожена Неумоевым, и самая длинная от нее копия 22 минуты. К счастью, эти песни записала Гражданская Оборона на известном альбоме, правда не все.

    Исполнение "Убить Жида" на Индюках было своего рода водоразделом, обозначившим тотальную перемену эстетики и политики ИПВ. Танатофилия осталась, а протест ушел, будучи заменен на густопсовую православную метафизику с монархизмом и в полный рост духовностью; ушел "панк" и вообще тематика панка, а коллективное сочинение песен приобрело характер индивидуального неумоевского. Это привело, разумеется, к почти полной замене репертуара. Начало 1990-х Неумоев провел, то лихорадочно записывая новые и новые альбомы, то не менее лихорадочно их уничтожая. Звук, то ли под диктатом Неумоева, то ли в результате профессионального роста "Джексона" Кокорина, стал жестким, холодным, несмотря на истерию наложенных риффов и атональных соло -- тщательно выстроенным, и напоминал совсем уже не панк, а скорее моторную готику Sisters of Mercy или Fields of the Nephilim; сходство особенно усиливается преобладанием драм-машины и механических ритмов. Все это произошло, вроде бы, зимой 1991-го, которую группа провела в сплошных репетициях.

    Записанные песни, хоть и распространялись на кассетах студией Колокол московской рок-лаборатории и другими органами, никакого альбомного оформления не получили; в Колоколе просто писали на кассете "Инструкция по Выживанию" (а записывали туда как раз то, что в 2000-м году, из-за ошибки выпускающей фирмы, превратилось в Смертное). Концептуально оформил их Неумоев только в середине 1990-х, перед выходом части этих записей на -9 Кельвина.

    Рилизы ИПВ на -9 Кельвина были (при глубочайшем уважении, которое никак не можно не питать к этому уникальному лэйблу) говеннейшие. Отчасти это связано с халтурным звуком, отчасти -- с ужасающим подбором трэков. В любом случае, мне трудно было объяснить людям, не знакомым с альбомами Колокола 1991-92-го года, почему Инструкция хорошая группа; стандартным ответом было "да, у них отличные песни, но слушать это можно только в исполнении Гражданской Обороны". Видимо, такая реакция публики и привела Неумоева к наложению примерно тогда же вето на летовскую "Инструкцию по Выживанию", которая с тех пор доступна была только у пиратов (хотя сейчас Ромыч и согласен вполне с ее легальным выпуском, смилостивился значит).

    Вместе с тем, в записях Инструкции, вышедших в виде магнитоальбомов Колокола 1992-го года было совершенно особое, холодное новаторство, которое оставляло застрявший в 1980-х (хоть и вполне гениальный) летовский альбом далеко за кильватером. ИПВ же, с их метафизическими стихами, готическими гитарами и аурой сопротивления не экзистенциального, не социального, а сопротивления именно что Современности -- были первыми в России представителями право-радикального готического и индустриального направления, на Западе которое представленно группами World Serpent Distribution: Current 93, Death in June и Sol Invictus, а также всевозможными, уже позднее расплодившимися, готическими скинхедами из Cold Meat Industry и Storm Records.

    До того, в России самые продвинутые люди делали либо панк (ГО), либо электропоп (Кино, Наутилось), все остальное будучи замешано на традиционном для "развивающихся стран" металле и хард-роке и провинциальном, сыгранном по нотам, прогрессиве. ИПВ были первой готической группой -- и по содержанию текстов, и по тяжелому, холодному гитарному звуку. Но самое главное, конечно, что делало это сочетание абсолютно, запредельно органичным, более даже органичным, чем на Западе -- это тяжелая, вещная, иссушающая страсть к смерти. Песни о смерти собраны на альбоме Смертное; на кассете оно состоит из 9 песен, на компакте была (по ошибке) использована более древняя версия записи, состоявшая из 17-ти. Как оказалось потом, последние 8 песен были "Армия Белого Света", которую Неумоев планировал издавать отдельно. Кассету предоставил Артур Струков, без которого вообще ничего бы не вышло, он очень помог.

    Нового альбома концепт получился куда стройнее и логичнее. Первые 9 песен, собственно Смертное, путешествие в страну Танатоса, с красочными призывами к войне и суициду ("Пусть будет война!", "Непрерывный суицид"), с каталогом экзистенциального умирания страны и хабитата ("расстрелянный большевиками кровавый пейзаж", "красный смех гуляет по стране"). Центр этого путешествия -- "Родина-Смерть", где убитая Родина просто-напросто отождествляется со смертью ("это место встречи тех, кто бродил босиком по алмазной ржи" -- здесь любопытна параллель с пейзажами Валинора в версии "Черной книги Арды"). Закончив описание пейзажей царства Смерти, Неумоев переходит к оперативной части: две песни, состоящие из ритуального самооправдания ("да невиновен я", "мир губит вина"). Затем идет "Северная Страна" Крылова и Рыбьякова (с куплетом в середине Неумоева), песня еще тех баснословных времен, когда 3/4 песен Инструкции сочинял Рыбьяков, впоследствии создавший Кооператив Ништяк -- клинически точная, жестокая и безжалостная картина российского по-смертия, сыгранная быстрым рок-н-роллом с жесткими гитарными риффами в духе раннего систер-оф-мерсиевского "Temple of Love" либо "Heartland" (кстати, от бесконечного распева-мантры Эндрью Элдритча "heartland, heartland" не так уж далеко и до скинхедского обезумливания на почве национализма; это скорее удивительно даже, что никто из оккультно-готических групп английских на это не пошел -- видимо, таки английский национализм, в отличие от русского, метафизического смысла не несет).

    Замыкается "Смертное" кульминацией его -- "Убить жида", песней настолько же двусмысленной, насколько пронзительно-невнятной. Публика ее интерпретировала, впрочем, однозначно, в духе мистического (а часто и не мистического) антисемитизма. Немиров, стих которого "Убей мента -- чтобы отобрать пистолет" был использован Неумоевым в качестве заготовки, замечает, что Неумоев ослабил текст заменой мента на жида (что не сильно правдоподобно) и поменял фокус заменой отбирания пистолета на его покупку. Последнее имеет забавный психоаналитический момент; дело в том, что Неумоева публика часто обвиняет в еврейских склонностях либо происхождении (см. напр. интервью Русской Правды), Неумоев ведь и правда много занимался бизнесом. То есть коммерческая деятельность ему естественнее, чем грубая сила; здесь понятна становится замена "отобрать" на "купить". Но последнее есть как раз (как принято думать) чисто еврейская тенденция; в смысле, это как раз жиду естественнее покупать, чем отбирать вещи. То есть уже в первой фразе Неумоев (сознательно или нет) отождествляет себя с евреем, к убийству которого он призывает. Дальше по тексту песни "Убить жида" идет прямая аллюзия на Ветхий Завет -- борьбу Израиля с ангелом

    см. похожую интерпретацию этого эпизода у Рильке: Но еврейство (и имя) Израиля было приобретено им как раз в ходе такого боя; таким образом, "убийство жида" понимается как его актуализация. Это опять-таки хорошо согласуется с моментом покупки пистолета; человек, чтобы стать евреем, должен победить ангела, для чего ему нужен пистолет, для чего ему нужно убить еврея, но только еврею может прийти в голову идея покупки пистолета, вместо его приобретения насилием. То есть ни убить жида, ни стать евреем (быть "немыслимо спасенным") невозможно здесь без того, чтобы всегда быть и тем и другим.

    В некрофилическом, танатофильском дискурсе (да и вообще в традиционализме, маоизме и других холических учениях) хорошо изучен момент уничтожения как актуализации, а утверждения как отказа; в этом контексте Смертное приобретает вполне связный сюжет. Непрерывный Суицид из актуального становится заданием; следующие песни -- медленный путь к реализации Суицида. "Вина" превращается в приговор; "Невиновен я" (Стая Воронов) из утверждения невиновности превращается в ее отрицание (психоаналитики знают, что неспровоцированное и настойчивое утверждение невиновности означает подсознанием признание вины). Наконец, "Убить жида" становится реализацией Суицида, вынесением смертного приговора виновному.

    В версии, попавшей на компакт-диск, за "Убить жида" следует целиком (и по ошибке -- см. выше) туда добавленный альбом Армия Белого Света, отчасти разрешающий жуткий диссонансный некрофильский аккорд, которым заканчивается Смертное. Песни "Армии Белого Света" тоже про смерть, но вместо утверждения Смерти Армия Белого Света занимается ее развенчанием (Смерти Нет). Авторский герой путешествует к Южному Полюсу смерти, через чернеющую, влажную весну, преследуемый стаей воронов, убивает Жида и оказывается на Родине, "месте встречи тех, кто бродил босиком по алмазной ржи"; на фоне черного загорается сочетание красного и белого, крови и света, смерть умирает, и герой приступает к работе в белом, к обретению, через преодоленную смерть, нетварного света.

    Номер Смертного по каталогу URCD006; я предлагаю читателю задуматься над эзотерическим смыслом этого.

    По стилистике, Армия Белого Света мало отличается от Смертного, что и понятно, поскольку они были записаны на одной точке и в одно время; она, впрочем, медленнее, а тексты песен все до одной жизнеутверждающие.

    Позитив вообще року присущ мало, и самостоятельно Армия Белого Света, состоящая почти целиком из религиозных гимнов, так и не была издана; в конце причудливой метафизики Смертного она выглядит до того естественно, что трудно поверить, что это два разных альбома, а не один. К тому же прочему, Армия Белого Света содержит в себе гениальный Осенний Драйв, сочиненный Немировым совместно с другими товарищами (Darling, я не был дома ровно девять с половиной недель) -- пожалуй, лучшая из немировских песен Инструкции (дарлинг был переименован Неумоевым в Таллин). Лейтмотив тюменской всей жизни:

    
    ...Темнеет в семь - в воздухе дым, 
    Жизнь становится точной как страсть.
    Глубоководные ночи, прозрачные дни - 
    Как пружину тебя распрямляет холодный осенний драйв. 
    
    Жизнь становится новой как власть,
    Мы выживаем, мы не верим, мы ведем непрерывный бой.
    Ты помнишь, darling, нам весело было знать, 
    Что есть сотни тысяч людей, у коих сотни тысяч причин, 
    Чтоб быть недовольным тобой.
    
    
    
    

    Песни Ганса Зиверса

    Hans Zivers
    Кровавый навет

    URCD 007
    Зиверс, Таллин, товарно-сырьевая биржа

    ...Песни 1981-84 гг. Записаны на любительскую аудиотехнику в 1986 г. Качество записи CD соответствует архивному формату и отвечает маргинальной ориентации автора и исполнителя песен, никогда не предполагавшего конвенционального promotion своего творчества.

    Выпуск CD Ганса Зиверса -- дань истории московского творчестоко андерграунда конца 70-х -- начала 80-х.

    Arctogaia-recordS


    Принято говорить, что монополия на интеллектуальный авангард в 1960-80-е в России принадлежала "Южинской группе" -- сообществу авангардистов и метафизиков, группировавшемуся на Южинском переулке вокруг Головина и Мамлеева. Перипетии южинцев описаны, довольно аккуратно, в романе Мамлеева "Шатуны"; менее эзотерическая версия см. напр. здесь:

    Южинцы изобрели потрясающей гипнотичности систему образов, действительно, полностью монополизировав метафизический дискурс вплоть до середины 1990-х, когда это сообщество само собой дезинтегрировало. Мамлеев заслуженно известен и оброс имитаторами, Джемаль чего-то там делает в политике, а вот стихи Головина практически недоступны (за вычетом их исполнения ужасной группой Ва-Банкъ и Центр). Других южинцев вообще давно не слыхать.

    Ганс Зиверс фиксирует южинскую эстетику и ту же метафизическую программу, но доводит ее до запредельного, потустороннего радикализма. Песни его можно сравнить разве что со стихами Александра Штернберга: там, где обычному поэту нужно 20 слов, Зиверсу нужно одно, но это слово убивает наповал. Что, впрочем, неудивительно, поскольку это слово будет, скорее всего, четырехсложное, имя какого-нибудь из дьяволов либо одного из малоизвестных извращений. Персонажи Ганса Зиверса -- масоны, дьяволы, фашисты и лесбиянки; даже будучи существами экстракорпореальными, они до предела зооморфны, а любой их жест преисполнен параноидального, нечеловеческого, значения. По стихам Ганса Зиверса следует изучать зоопсихологию и психологию ангелов, метафизику собачьих свадеб и метафизику фашистов в непременных небесно-голубых кадиллаках; биологию лиловых вшей в фиолетовых пластах мяса. Небо становится ближе, и на небе написано огромными светящимися буквами: КРОВАВЫЙ НАВЕТ.

    Нет никаких сомнений, что эта запись принадлежит к числу лучших альбомов, записанных в России и в мире; тем более странно, что 15 лет, прошедших с ее создания, никто почти этого дела не слышал.

    Песни Ганса Зиверса были написаны в 1981-1984 и записаны на бытовой магнитофон в 1986-м; где-то половину их опубликовал в ужасающем реал-аудио сайт Арктогеи, другая до последнего времени была неизвестна.

    Исполнено оно голосом под гитару, но необычайная свежесть и эзотерический драйв этой записи не оставляет и мысли о КСП; скорее Кровавый Навет напоминает Вертинского и русский романс, а скорее еще -- опыты совсем недавнего Current 93, времен Soft Black Stars и All the pretty little horses.

    Теперь оно, в поразительной красоты оригинальном оформлении, издано на компакте лэйблом УР-Реалист и распространяется совместно с Арктогеей.

    
    

    Умер Игорь Гуляев

    Умер Игорь Гуляев, гитарист Чернозема. Тихо как-то умер, незаметно, совсем не как жил. Через месяц уже после его смерти, к нам на сайт ходили интересоваться, не умер ли Гуляев. А между тем, в Лимонке был некролог.

    Еще год назад Гуляев, приезжая с Черноземом в Москву, сразу после концерта оказался в больнице. Здоровье его было не хорошее, еще и наркотики. Гуляев жил быстро и умер тоже быстро, перед смертью своей еще отслужив по контракту в ГРУ на чеченской войне. Рассказы его были совершенно сюрреалистичны. Гуляевские письма были изданы Лимонкой, в двух частях: вот и вот, но всей своеобразности его опыта они не передают: Гуляев, во избежание ущерба войскам, не стал оглашать особенно зверских подробностей (друзьям, впрочем, рассказывал). Но и так оно интересно весьма:

    ...По поводу сестёр милосердия, всемирно известных в русской армии, здесь просто пиздец. For example, у парня ухо с мандарин - неделю. Диагноз - абсцесс. Оба медика резать его боятся, мажут этой хуйнёй Вишневского уже неделю и ждут... Чего? Лично я - хуй знаю. Может, вертолёта. Вечером я спросил его: "Готов?". Но меня без слов понял - слёзы льёт уже дня три. "Ложись", - говорю. Достал свою аптеку, нож НАТОВский с плоскогубцами? эх, вспомнил, как своего волкодава после боёв вытягивал, вспомнил даже как абсцесс на ноге аналогично прооперировал перед концертом (сидя мы раньше не играли). Вошёл в состояние (ненавижу модное слово практика), сделал надрез, выпустил кровь (вид у меня - ну, бля, как у маньяка - раздет до пояса, весь в кровище, брызги). А у него случай стрёмный был. Я думаю, до госпиталя он не дотянул бы. Инкапсулированное тело, то есть стержень был сантиметров 10 и уходил в голову. После разреза кровь оттекла. Потом я её шприцом 10-ти кубовым откачивал. Вроде оголил эту хуйню. Чтобы не скользили плоскогубцы (пинцета не было), я обернул их бинтом. Аккуратно стал тянуть, так Медведь (погоняло пацана), говорил, что как будто из головы стропу тянут. Вытянул. И всё это без обезболивания, уважаемые. Меня особенно это не трогает, но такой фурункул! Мне даже показалось, что он сейчас побежит. Всё! Дренаж - из презерватива, спирт - из гигиенических салфеток. Сзади кругом офицеры, солдаты - короче, воины спецназа. И нет предела охуению. А я вот Медведю удивлялся. Во, бля, терпение! Русский, кстати. А чурбан в тех условиях - палатка, нары, печка - под нож не полез бы, это точно. Выл бы: "Вертюшка давай! Бистрей! Умира!"...

    Дочь Монро и Кеннеди

    Через пару дней после смерти гуляевской, 11-го июня, в Москву приехал Чернозем, с концертом. Концерт был в трех частях: Дочь Монро и Кеннеди, Чернозем и Рада и Терновник. Чернозем был грустен весьма, что и понятно, поскольку собирались-то они с Гуляевым приехать, который так неожиданно помер. Но концерт, благодаря этой грусти, получился значительный, торжественный даже.

    Началось оно со Светланы Чапуриной, она же Дочь Монро и Кеннеди. Чапурина выступает в специфическом жанре жестких, коротких песен, с бесконечно энергичным аккомпанементом на домре из быстрых циклических риффов. Игра ее напоминает больше всего фрипповские соло времен группы "League of Gentlemen". Впрочем, на Фриппа оно похоже минимально, поскольку все-таки и песни, и короткие, и зачастую (в соответствии с лозунгом группы Wire) "песня заканчивается, когда вокалист договорит текст". Чапурина, несмотря на ауру контролируемой истерики -- по-питерски холодна, спокойна и безумие ситуации (а песни про любовь в черноте между пальчиков ножных иначе чем безумием назвать нельзя) -- безумие это ей не передается. Что ее объединяет, увы, с другими питерскими группами. Впрочем, на Ночных Снайперов оно все-таки (слава Богу) не похоже: когда Чапурина с ревом продирается через пахмутовскую "Нежность", скорее вспоминаешь про Летова и Манагера, чем про питерцев. В целом, "Дочь Монро и Кеннеди" -- одна из лучших наших групп, с абсолютно уникальным инструментарием (домра! плюс бас и барабаны) и не менее экзотическим подходом к написанию песен.

    Тексты Чапуриной повествуют о разных мелких животных: мухах, кротах и прочем, то есть объект песенного творчества отчасти тот же, что у Адо с ранними песнями про гномиков. Но эти милые лесные зверюшки Дочери Монро и Кеннеди явные мутанты, отрастили клыки и когти и непрерывно огрызаются и кусают друг друга -- если это и детская поэзия, то явно пост-холокостная. Не ждите от нас счастливого детства, да.

    Единственный альбом Дочери Монро и Кеннеди, "Хохот Моцарта" существует, что забавно, в двух версиях, первая записана в каком-то ДК и удивительно мутно (ни слова не разобрать), вторая в студии. При этом, первая (мутная) версия ну уж насколько лучше студийной, что иллюстрирует вред, привносимый хорошим звуком и буржуйскими устройствами.

    На сети Чапуриной как не было, так и нет, только одна всего страница, подготовленная причем самой Светланой сотоварищи.

    Чернозем: Прекрасное Далёко

    Чернозем -- это проект Евгения "Джексона" Кокорина, составленный из тех же музыкантов, из которых составлена Инструкция по Выживанию, но вместе с тем куда более и причудливый и органичный. В отличие от Инструкции, начинавшей с драм-машины и чуть ли не электропопа, прошедшей через готику и панк и пришедшей к застывшей акустической монументальности пафосного православного стиля, Чернозем никакой динамики не имеет -- единожды запав на совершенную форму, менять ее абсолютно незачем. При всей кажущейся панковости звучания, музыка эта на самом деле сложна невероятно и по текстам, и по структуре; она соотносится с панком примерно так же, как самые длинные и истеричные песни Луферова соотносятся с КСП. Знакомая по Секс Пистолс, Гражданской Обороне и хитам MTV структура куплет-припев-куплет-припев-куплет-припев-припев-припев (с фокусом на припеве) соблюдается редко, а даже когда и, то песни Чернозема, в большинстве своем -- развернутые баллады, со сложной, причудливой мелодикой и сюрреальными текстами. Все это налагается на неподражаемый вокал Джексона, напоминающий и тембром и безбашенной неуемностью своей разве что Новеллу Матвееву.

    Концерт 11-го июня был дан во ознаменование выпуска Борей Рудкиным компакта Чернозема "Прекрасное Далёко" (включающий песню про то, как в мае снег пошел).

    ЧЕРНОЗЕМ
    Прекрасное Далёко

    1999-2000

    Диск этот не столько полноформатный альбом, сколько рабочая компиляция, особенно удобная для публики, не знающей про Чернозем, поскольку дешевая (и короткая, увы: 36 минут). Часть песен (Без перемен, Ветряные мельницы, Каннибализм) известны по замечательному альбому 1995-го года "Подарок для самого слабого"; еще несколько (Нет дома, Мы падаем вниз) -- классика панка в духе ранней ГО, с характерным припевом из повторяющихся фраз-кричалок и нетипичной для Чернозема примитивистской мелодикой. "Предновогодние дни" -- песня на стихи Немирова, включенная в альбом из уважения к великому пОэту (ударение на первый слог) и напоминающая один в один очень раннюю ИПВ, баснословного до-неумоевского и до-рыбьяковского периода; впрочем, гадость. Еще одна песня Рудкина и с его вокалом, а записывалось оно все на студии Мизантроп Эвелины Шмелевой.

    Те новые баллады Чернозема (Последний Снег, Прекрасное Далёко), которые на альбоме -- шедевры не хуже ставших уже классическими "Ветряных Мельниц" и "Каннибализма", с похожей на них мучительно усложненной стилистикой, структурой и пронзительным мелодизмом

    ...Под мостом цепные лодки дали течь
    Родная речь течет из темных подворотен...
    Под черемухой изба, крест-накрест, 
    В небе темном -- опрокинутые ковшики
    
    Встану затемно, верстать версту
    Поаукаюсь в пустом лесу
    Синяками посвечу, да бубенцами побренчу,
    Да в прекрасное далёко -- наугад.
    
    
    Оно же все, и чуть больше, было сыграно и на концерте, но без характерной этому компакту разностильности, с завываниями и атональными соло, все чин-чин. Зал (человек 100) просто таки ходил на ушах, особенно под "Мы падаем вниз" и прочее рубилово.

    Помимо погибшего Гуляева, также отсутствовал барабанщик Джек Кузнецов, у которого были дела; вместо него играл Сергей Жидов, также участвовавший в записи каких-то альбомов Кооператива Ништяк. Джексон время от времени на Жидова свирепо поглядывал и делал злобные знаки. Но все прошло хорошо.

    Между Черноземом и Радой и Терновник на сцену была (Гурьевым) выпущена симпатичная группа Сопротивление, которая играла похоже на Гражданскую Оборону. У группы этой был очень хороший сайт: вот (сейчас он умер), и вот еще про них статья.

    Рада и Терновник: новый состав

    Последним номером концерта были Рада и Терновник, опять поменявшие состав и звучание. Сейчас у них играет, помимо баса-гитары-барабана, перкуссионист Джон Кукарямба и скрипач Гена Лаврентьев; эти двое еще и производят поразительные завывания и звукоподражания бэк-вокалом, производя звуки при этом, достойные разве что группы Гонг середины 1970-х (периода "You" и "Angel's Egg"). В результате Рада и Терновник превратились в классический психоделический коллектив, с куссуле-подобной полу-цыганской скрипкой, таблами, колокольчиками и прочей перкуссией, и полу-пародийными звукоподражаниями в виде подпевок. Барабанщик тоже новый, зовут Андрей Панкратов, и куда лучше старого; раньше он играл в группе Алексея Тегина, и силового подхода к установке, свойственного Тегину, совсем не утратил.

    В этом составе Рада и Терновник записали уже аж два альбома, которые скоро выйдут.

    Играли они здорово, но недолго, ибо в конце концерта была заявлена группа Алоэ, которая потребовала тоже времени играть. Достаточно смешное явление это Алоэ, играют фьюжн, с очень грамотным клавишником, делающим такие псевдо-вибрафонные соло в духе Brand X или Гонга конца 1970-х (Shamal, типа, или Gazeuze), и с малоприятным вокалистом, который копирует (неуспешно) Пикник. Публикой, пришедшей на Чернозем, Чапурину и Раду Алоэ было встречено крайне агрессивно; раздавались крики "Алоэ-нахуй" и "Хайль Гитлер". Но все обошлось, а потом оказалось, что у Алоэ потерялся вокалист, так что и орали, получается, зря.

    К концерту ж мною были изготовленны баннеры, по просьбе Саши Шермана: вот.

                  

    В дело они, кажется, не пошли.

    
    
    

    Гостевая книга "Легкой Музыки для немного оглохших"