АЦЕФАЛ
обозрение Александра Дугина

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ КАББАЛА ИСААКА ЛУРИИ

1 Поворотный пункт

Доктрина каббалиста 16-го века Исаака Лурьи имеет колоссальное значение для понимания сущности соотношения креационистского и манифестационистского моментов в истории религий. Это -- поворотная точка показательнейшего внутреннего конфликта иудаистического сознания. Ранняя зогаристская Каббала игнорировала креационистскую направленность иудаистической ортодоксии, прямолинейно перетолковывая все, включая Талмуд и рационалиста Маймонида(!) в манифестационистском мифологическом ключе. Споры между ортодоксами и каббалистами почти никогда не затрагивали главного, сбиваясь на частности. Но именно у Исаака Лурии мы встречаем впервые предельно болезненную, травматическую картину метафизики, где сталкиваются между собой две ранее сосуществовавшие без прямых пересечений параллельные плоскости иудейского сознания. Это искривленная геометрия позже дойдет до взрывного состояния в саббатаистском движении. Но саббатизм не понятен без лурианской каббалы.

Хасидизм станет еще позже смягченной версией саббатизма, своего рода относительным возвратом к долурианским временам, хотя отпечаток этой метафизической драмы уже никогда не сойдет с интеллектуального, мистического ядра иудейской души.

2 Цим-Цум

Лурья видит процесс творения таким образом.

В основе процесса творения лежит не "экстасис", расширение Божества, его источение из Себя вовне, не эманация, но свертывание вглубь себя, "энтасис", "пневматическое сжатие".

Откуда берется такой парадоксальный подход? Из необходимости соотнести между собой четко осознанные предпосылки метафизического креационизма и обще-каббалистический акцент на эманации Божества, который пропитывает всю логику "Зохара" или более ранних прото-зогарических текстов таких как "Сефер Йецира" или тексты рабби Ацриеля. Иными словами, имено Исаак Лурья и вслед за ним вся сафедская школа каббалы, смещается от ранне-зогаритского манифестационизма, повторяющего методологически "эллинскую", "манифестационистскую" интерпретацию иудаизма Филоном Александрийским, к каббалистическому дуализму гностического типа, окончательно развитому спустя столетие саббатаистами и в первую очередь Натаном из Газы.

Креационизм предполагает творение из ничто, как навечное сокрытие Божества, радикальный разрыв между тварью и Творцом, революционную (для всего древнего манифестационистского мира) весть о Абсолютно Трансценднетном, Абсолютно Ином, Ganz Andere.

В мифологических терминах Каббалы в результате получается лурианская доктрина "цим-цум", учение о "сжатии Бога". Верно отмеченный Гершомом Шолемом парадокс: уникальная сущность иудаизма в демифологизации религиозного дискурса (мы бы добавили в десакрализации мира), а иудейская (!) каббала основывает уникальность иудаизма, опираясь на мифологический метод, отрицание которого и есть характерная марка иудаистической теологии. Вот концептуальные предпосылки доктрины "цим-цум". Причина ее возникновения. Креационистская специфика доктрины описывается манифестационистскими средствами. Ранняя -- долурианская -- Каббала игнорирует это противоречие. Саббатаистская Каббала доводит его до предела, до антиномизма. В учении Исаака Лурьи - мы имеем дело с поворотной стадией.

3 Техиру и решиму

"Сжатие Божества", "цим-цум", порождает специфическую зону - "техиру". Это дно реальности после отлива Абсолюта. Очень сложная концепция. Это мир, который УЖЕ не Бог. К нему относится и коррелятивная концепция "решиму" -- т.е. "останки", то, что не ушло в отлив вместе с массой Божественных Вод. Это YH, отколовшееся от YHVH. YH осталось в пределах техиру, а VH удалилось.

Эта стадия метафизически очень важна. Именно здесь каббалистическое сознание пытается схватить ускользающую тайну креационистского метафизического подхода. Стягивание Сущего в центр прочь от Него Самого актуализирует пародоксальную реальность "оставленной периферии". Эта реальность по определению должна быть пустой, т.е. nihil, не Бог, но она не может остаться Абсолютно Пустой. Так как сжатие Божества не может проходить во времени, оно является парадоксальным событием в Вечности, и следовательно, на последствия "цимцум"-удаления накладывается вневременное "оставление чего-то". Это и есть "решиму", "останки", "вазы сефирот", "келим". Здесь происходит актуализация трех нижних миров -- мир Брия (творение), мир Йецира (формообразование), мир Ассия (мир активации). Они пребывают в пространстве "тварности", т.е. в пространстве "техиру", "оставленной периферии". Их общее интегрирующее качество и есть такая "оставленность". Те регионы, куда стянулось Божество, именуются отныне Ацилут, четвертый мир Ближних.

4. Кто и зачем разбил вазы?

Далее Лурия переходит к вторичной эманации из мира Ацилут на три мира техиру. Это приводит к "разбиванию ваз", "шаверит хакелим". Вторичная эманация - это процесс обычного манифестационистского онтогенеза. С него и начинаются все описания космогонических процессов в традициях "эллинского" типа. Но в данном случае, он проходит не беспроблемно, не как излияние Всего вовне себя без постулирования какой-то иной, альтерантивной этому Всему инстанции, а драматически, так как эта вторичная эманация обращена к особой реальности, постулированной первичным сжатием Божества, цим-цум. Конфликт между манифестационистским творением (вторичным) и креационистским творением (первичным) приводит к тому, что в мире поселяется великая трагедия, большое расссеяние. "Вазы сефир", т.е. остатки непроявленного Божества, "застрявшие" в техиру, лопаются, не выдерживая манифестированного из регионов Ацилут света, распадаются на части, и все вместе -- фрагменты светового расширяющегося манифестационистского творения и фрагменты теневого сужающегося креационистского творения рушатся в бездну, перемешиваются между собой. "Световые искры" (капли "второго творения") смешиваются со "скорлупами" ("клиппот", продуктами "первого творения") и "все находится отныне не там, где должно находиться".

Дальнейшее легко себе представить -- так длится до тех пор, пока не придет машиах и не восстановит "Тикун" все, как оно должно быть.

Здесь важно понять диалектику соотношения "техиру" и "решиму". Интересно, что "решиму" в дальнейшем перетолкуются каббалистами, особенно саббатаистами, как "зло в Боге", как "патах", "ворота Севера") исток "левой стороны". Натан из Газы предложит даже такую версию, будто "решиму" суть та часть изначального Божества, которая воспротивилась "первому творению", "креации" и не стала сжиматься. Т.е. "решиму" есть останки трансцендентного в тварном имманентном. Здесь явно недодуманная мысль. Эта мысль настолько страшна, что ее и не стали додумывать.

5. Страшная мысль

Процесс классической для иудейства креации может актуализировать только чисто ничто, которое не может быть. Специфическое содержание трех миров Брия, Йетцира и Ассия заключено именно в том, что они - в разной степени - построены на ничто, а мир Ацилут не на ничто. Злом поэтому являются не останки ("решиму"), но сам замысел цим-цум, актуализовавший "техиру". "Решиму" есть лишь метафизическое следствие соотношения "техиру" с удавлившимся в Себя, свернувшимся Божеством. Причем соотношение в виде разрыва, в виде акцентирования непроявленности, нетождества. То, что осталось там, откуда ушло Все, это совершенно не то, что было во Всем, когда Все не уходило. "Техиру" без "решиму" было бы пустым и беспроблемным, в нем не было бы трех миров как актуальности, было бы ничто, которого не было бы, а Все, уйдя в Себя, не оставило бы за собой следов, в качестве креации. Т.е. без "решиму" не было иудаистически (авраамически) понятого мира. В каком-то смысле в "решиму" воплотилось невозможность адеватного креационистски понятого (как создание техиру через цим-цум) творения. "Решиму" и есть иудаизм.

Вазы сефир созданы из отрицательного вещества. Ведь "решиму" есть остаточная трансцендентность Божества, оставшаяся на пустом месте "техиру". Это обратная, теневая сторона Божества, тогда как техиру есть проект - невозможный в чистом виде - существования вообще не-Божества. "Решиму" есть тень Бога вне Бога. Корень появления мира скорлуп. Это рождение Дин, левой стороны.

Вопреки зогаристской каббале, где религиозно-расовый дуализм - иудеи-гои решается довольно прямолинейно - иудеи суть эманации "правой стороны", т.е того, что является Богом, а гои суть эманации "левой стороны", "ситре ахер", т.е. "дети Самаэля", фиктивные "скорлупы", ничтожносущие демоны, химеры, лурианская конструкция несравнимо более сложна и пародоксальна. В ней нащупывается тот момент, когда глубочайшее метафизическое созерацние подходит к критическому (для иудаистического сознания) порогу - начиная с некоторого уровня "кавана" (созерцания) проясняется травматический факт, в истоке мира скорлуп лежит не гойский принц Самаэль, прямоходящий змей, "первый, неудачный человек, преадамит" со сладострастной подругой Лилит, а именно правоверный иудей.

Он и есть чистое зло, так как чистым злом является утверждение креации как первоакта.

Совершенно та же метафизическая логика двигала первыми христианами и особенно гностиками, которые сверхдраматически воспринимали конфликтность метафизических предпосылок "иудейства" и "эллинства". Христианский антииудаизм (позже антисемитизм) берет начало именно в таких созерцательных безднах.

Идея "второго творения", "эманации", разрушившей "вазы", у Лурии тоже приобретает двусмысленный характер. Для первых зогаритов эта эманация была вполне нормальной, и отсюда положительное к ней отношение в недуалистичной манифестационистской Каббале, направленной на "собирание искр среди скорлуп". Но Лурия подчеркивает драматизм ситуации -- вазы "решиму", т.е. останки Трансцендентного именно как трансцендентного в никаком, разбились, не выдержав излияния в них Трансцендентного как имманентного, хотя предполагается, что в них плеснули это Трансцендентное как имманентное не для того, чтобы они разбивались. Здесь снова болезненное и сверхпоказательное для нас метафизическое расщепление сознания Исаака Лурии: вторая эманация зогаритами должна была бы восприниматься вполне нормально, как манифестация и только, и никаких "разбитых ваз", непрерывный ток по древу сефир, сообщение, каналы, слиния, рекомбинации и т.д., но с точки зрения иудаизма как креационизма, эта вторая эманация - метафизический скандал, падение денницы, молния Самаэля, сброшенного с небес, это "нахаш", "проклятый змей". Он-то и разбивает сефиры, учреждает смешение и рассеяние. Эта эманация есть "гойская провокация", "взятие Иерусалима Веспасианом" и т.д. В дуалистическолй Каббале сафедской школы акценты еще не расставлены. Не могут быть расставлены. Всю конструкцию Исаака Лурьи пропитывает лишь предощущение великой Беды.

6. АМИРАХ

Саббатаи Цеви и Натан из Газы ставят в этой метафизической истории последнюю точку. Обратите внимание: это радикально антисемитский выбор. Не просто зогаристкое копирование манифестационистских (гоийских) моделей применительно к своему этноконфессиональному контекскту, но ясное понимание этической радикальной борьбы между креационизмом раввината (="решиму"="клиппот"="разбитые вазы") и его преодолением в персоне АМИРАХ, "машиаха" Саббатаи Цеви, антиномиста, великого собирателя искр.

Натан из Газы отождествляет "решиму" с "бездумными" светами-змеями, а "эманации мира Ацилут", которые разбили "вазы", с "умными" светами-змеями. "Тикун хаолам", "восстановление мира" произойдет, таким образом, через победу метафизического мессианского антисемитизма, возглавляемого евреями-саббатаистами.

(Вот с такой метафизической прелюдией истории про Мемфис-Мицраим, Зебботендорфа, "Евреев и Евразию" становятся более ясными.)

 
А.Дугин


:ЛЕНИН: