вперед | назад

Арабов Юрий,
поэт наших дней.

``... духовной жаждою влеком или томим,
и прочее, что ты запомнил сызмала:
придет пророк, и рядом -- серафим,
загадочен, как схема телевизора.

Ты, долго думал, что у них за план,
но, не поняв, отдался грезе вечной,
как по картофельным
они идут полям:
один наземный, а другой -- заплечный.

Вот кран японский горделив, как цапля.
В кювете -- цеп,
запомнившийся исстари.
Жара такая, что из крана капля
не долетев до ванной, высохнет.

Но отчего же, как с высот Казбека,
они сойдут,
тварь низшую беся?
Я думаю, пророк
не в форме человека
появится, а тли или гуся.

Чего ж вам боле? Это ли не светоч, --
огромный гусь, что к горнему влеком?
Он
немного летает, как мнут газету,
и идет, как графин,
переполненный молоком.

Он Рим спасет и откроет истину.
Его придушат, как подобает
пророку, за то, что всегда таинственна
прямая речь его, как в каббале.

И что нас может спасти гуртом?
И кто заставит мрачнеть до туч?
Лишь смерти профиль с открытым ртом
слегка похожий
на гаечный ключ.

Лещихи икры наметали впрок,
летят стрекозы в прозрачных видах.
И, может быть, эта капустница --
Бог, --
тяжелый, как вдох, и легкий, как выдох?...''

87.

Покажи мне в начале 1980-х эти стихи -- я бы урмя бы ура кричал и видел бы в этих авторах братушек. Я сам был такой же в те же примерно годы.

Но сейчас я кричать не буду, ибо в ходе жизненного развития пришел к выводу о неправильности всего этого -- а главное, ненужности.

И на примере Арабова эту неправильность очень легко продемонстрировать.

А именно -- неинтересные получаются стихи, их просто скучно читать.

Я, например, себя силой заставлял эти стихи читать -- неинтересно!

Они пролучаются -- натужные.

Между тем, если напрячься и все таки прочесть, можно найти достаточное количеств достоинств.

То-то и оно: не целым стихом воспринимаешь и ценишь, а -- по отдельным достоинствам.

А в целом -- да, если поискать, то можно найти в этом стихотворении много хорошего -- да чего ради я искать-то буду? Напрягаться, тратить силы и время, это хорошее выискивая? Если я могу взять стихи -- а стихов в мире очень много -- где это хорошее искать не нужно, оно сразу -- вот оно.

И это есть слествие упрямого следования догме, что чем больше ``мастерства'', тем лучше -- лефовского происхождения догме.

И Арабов старается.Втискивает образ в образ, добавляет метафоры и сравнения которые совсем здесь лишние, только ради следования догме, что их чем больше, тем лучше; точно так же ради догмы, что рифма должна быть нестандартной, то и дело притягивает всякие дополнительные сравнения и --- ---

Словам, мол, тесно, а мыслям просторно.
Хрен там! А мыслям -- скучно.
Мораль: меньше нужно стараться!
Свободней нужно!
Меньше нужно стараться -- лучше выйдет!

Так я полагаю сегодня,
20 марта 1998 в 2.39

вперед | назад

Copyright ╘ М. Немиров, 1998
Все права сохранены.

M.Nemirov -- Tyumen i Tyumenshchiki


Provisional Internet edition
version 7.1 Moscow Apr. 1998