Easy listening for the hard of hearing
(легкая музыка для немного оглохших)

Выпуск 9
(31 января 1999)

Таинственный ЭТНИЧ -- Инна Желанная -- Ultramarine -- Sid Meyer's Alpha Centauri -- провокации

Таинственный ЭТНИЧ

Гражданин с волынкой, жалейкой, окариной, калюкой, укулеле, издающий неприятное булькание, и гнусаво подпевающий сам себе на непонятном языке. Нет повести печальнее на свете, чем повесть об "этнической музыке", дальше называемой просто этнич.

Этнич, он же "world music", в его современной форме появился в 1980-е, одновременно с New Age. И New Age и этнич -- музыка сугубо прикладная. Никто не станет слушать "music for progressive relaxation" (of bowels) для удовольствия послушать музыку -- New Age это не музыка, New Age это социальный институт, объединяющий поп-ориентализм, поп-медицину и пост-хипповскую эклектичную религиозность в гомогенный конгломерат. Но медицинское по преимуществу употребление музыки New Age лишило ее столь необходимой для западного "интеллигента" компоненты. Западный "интеллигент" (то бишь стареющий хиппи гринписовец) обязан испытывать непрерывно чувство вины. Он (в основном это, кстати, не он, а она) испытывает вину по отношению к неграм из гетто, к больным спидом гомосексуалистам, к вымирающим китам-дельфинами вырубленным секвойям, и к недокормленным гражданам третьего мира. К гражданам третьего мира в особенности. Очевидно неудобоваримый этнич используется как средство умерщвления плоти и одновременно как средство экстернализации чувства вины по отношению к лишенным привилегий цветным человекам. Именно поэтому реггей и другие виды музыки, способные принести удовольствие, не годятся в качестве этнича -- этнич это обязательно неприятное гнусавое пение без аккомпанeмента, или с таком аккомпанeментом, что лучше бы его не было. Белый богатый гринписовец лечит свое астральное тело музыкой New Age, а потом наказывает себя этнической музыкой за свое здоровье.

Появление этнича в его современной форме исторически связано с одним из наиболее одиозных носителей гринписовской ментальности -- Питером Гэбриелем, к тому моменту вполне обанкротившимся как артист, но финансово еще устойчивым. Это он развел повсюду этнич, организовав фирму Womad.

Существование этнича в западном культурном контексте можно хотя бы как-то объяснить. Но как объяснить этнич в России? Может, с Запада приезжают эмиссары таинственного Ордена Мазохистов и за гранты учат русских музыкантов играть этнич? Нет ответа.

Инна Желанная и Ганди

22 января в ЦДХ происходил концерт "Махатма и Его Женщины", посвященный 10-летию группы Ганди. Кроме Ганди, выступала Инна Желанная и Рада и Терновник.

Первым отделением шла Инна Желанная, в составе певица (с акустической гитарой), басист, барабанщик, и два бородатых молодца с дудками, играющих этнич. Эти три вещи (ритм-секция, певица, этнические молодцы) сочетлись минимально (а попросту никак), зато дали мне возможность обдумать, зачем в России люди играют этнич.

Ближе к концу концерта, басист включил специальную примочку, позволявшую залупливать (то бишь пускать по кругу) звуки от бас-гитары, и довольно долго играл под несколько записанных кругов (лупов), вдвоем с барабанщиком. Это был единственно светлый момент концерта -- все остальное напоминало разросшуюся до чудовищных размеров Жанну Бичевскую с дудками.

На сайте Инны Желанной производится конкурс на лучшую статью об Инне Желанной. Конкурс, впрочем, уже выиграл автор статьи "Музыка для новых русских" Кирилл Ордынцев со статьей Панночка, где объясняется (справедливо весьма)

На сайте Инны Желанной можно уяснить, зачем дался ей ЭТНИЧ: она выигрывает конкурсы его, выходит на компиляциях и сотрудничает с не менее ужасными западными специалистами по этничу. Это подтверждает гипотезу о грантах таинственного Ордена Этнических Мазохистов.

Вторым отделением выступали Рада и Терновник, отыгравших злую и жесткую программу с упором на гитарный фидбэк и шумовые элементы.

Группа "Ганди" оказалась акустической (две акустические гитары, безладовый бас, скрипка, бонги), и играла баллады в духе АДО и Аквариума времен Дня Серебра. Тексты, что приятно, находились где-то на нейтральной полосе между Адо и Резервацией Здесь, то есть сваливались в Русский Прорыв так же часто как не. Все вместе вызывало сильнейшее (и весьма приятное) ощущение 1988 года. Никаких записей Ганди на концерте не продавали, их, похоже, и не продают вообще. На Интернете упоминания Ганди тоже отсутствует (кроме статьи Коблова о Желанной на ее сайте). Какие-то из песен Желанной, впрочем, написаны совместно с начальником Ганди Эдуардом Вохмяниным.

Ultramarine

Группа Ultramarine запомнилась человечеству двумя вещами. Ultramarine, одним из первых, пытался соединить входящий в моду транс в духе The Orb и прогрессив Soft Machine/Кevin-а Ayers-а; одним из последних, Ultramarine вышел на уходящем в вечность британском лэйбле Rough Trade -- одном из последних независимых лэйблов эпохи.

Ultramarine

Ультрамарин -- это ретро-техно: техно, ищущее себе корней и предшественников не в кислотных мальчиках из Чикаго, а в прогрессиве, собирательно называемом "кэнтерберийская сцена": Robert Wyatt, Soft Machine, Caravan, Gong. На протяжении 1970-х, из небольшого городка Кэнтербери вышло несколько десятков однообразных в своем разнообразии групп, игравших прогрессив. Эти группы вольно обменивались музыкантами, и почти все они вели историю от легендарного коллектива 1960-х The Wilde Flowers. Сейчас же, музыканты Кэнтербери с пугающей регулярностью появляются на пластинках Ультрамарина: воспетый Шерманом Wyatt -- на United Kingdoms, а не менее знаменитый Kevin Ayers поет для Ультрамарина кавер-версию его же собственной песни The Hymn.

Ультрамарин -- это дуо: Ian Cooper (гитары/программирование) и Paul Hammond (бас/программирование). Озаглавленный перевранной цитатой из Кроули, их лучший альбом Every Man And Woman Is A Star появился на модном дэнс-лэйбле Brainiak, и был переиздан на Rough Trade; после гибели Rough Trade, Ультрамарин некоторое время провел на Blanko Y Negro (следующем лэйбле Джеффа Трэвиса -- начальника Rough Trade). Несколько лет, проведенных на major labels, не добавили Ультрамарину ни славы, ни успеха; последний альбом группы выходит мелком независимом лэйбле New Electronics.

Sid Meyer's Alpha Centauri

Сид Мейер -- гражданин, ответственный за Цивилизацию, Railroad Tycoon и прочие весьма авторитетные компьютерные игры. Его игра Цивилизация, как известно, заканчивается колонизацией Альфы Центавра. Новая игра начинается с того, чем предыдущая закончилась -- персонажи колонизуют Альфу Центавра, сражаясь с нехорошими силами природы и конкурирующими факциями.

Альфа Центавра эта еще не вышла (выйдет не раньше 16 февраля), а сейчас доступна только демонстрашка и длинный роман о приключениях колонистов на Альфе Центавра, который все еще пишут (со скоростью эпизод в неделю). Демонстрашка вполне функциональна, но игра ограничена 100 годами игрового времени. Разумеется, отечественные умельцы пираты взломали защиту и продают демонстрашку как законченный продукт. Не поддавайтесь на провокации.


Миша Вербицкий