Легкая музыка для глухих: страничка ревью М. Вербицкого.

Operating theatre

rapid eye movements

reissue by World Serpent Distribution,
originally on United Diaries, UD 11 (1982)


Название альбома не имеет никакого отношения к известной американской коммерческой группе R.E.M., хотя название американского R.E.M. есть действительно акроним от ``rapid eye movements'' -- состояние быстрого сна, то состояние, в котором снятся сновидения, происходит эрекция, и работой подкорки вытесняются те переживания дня, которые не соответствуют Единственной и Правильной модели мироздания. Operating theatre (театр оперы, или же оперирующий театр) есть группа, состоящая из одного человека -- ирландского экспериментального композитора Roger Doyle (Роджер Дойль, р. 1949), и основной (а часто, единственный) инструмент, используемый этим композитором, есть магнитная лента. World Serpent Distribution переиздало старый альбом Operating theatre, добавив 10 минут новой музыки. Первое издание ``rapid eye movements'' произошло на United Diaries, фирме, организованной Стивом Стэплетоном для издания сорока гениальных творений его группы Nurse with Wound. Еще United Diaries издавало идейно близких Current 93 и веселеньких готических Lemon Kittens с участием Karl Blake и блистательной Danielle Dax (для тех, кто от этого всего далек, можете поискать у себя в шкафу диск Фриппа ``God Save the Queen / Under Heavy Manners'' если конечно есть -- там на обложке картиночка в исполнении Ms. Dax... не знаю почему). Но я отвлекся.

Упоминание Nurse with Wound более чем уместное -- начиная с картиночки на обложке, несущей несомненную печать Стэплетоновского гения (равно как и надпись "Stapleton" (почему кстати Stapleton, когда Степлетон подписывает свои картины Babs Santini?)), диск сей есть must-have для любого ценителя музыкальной сюрреалии. Три композиции, тотальное время около 70-ти минут.

сие есть спинка альбома. Наверху -- передняя обложка

Первая амбиентно-ритмическая, проваливающаяся временами в вой или молчание, записана в 1977 в Финляндии и в голландском в Институте Звукологии, и в качестве звукологической работы должна восприниматься. Постоянное замедление-убыстрение магнитной ленты, непонятные шумы, изуродованные пассажи оркестра -- Hafler Trio за 5 лет до образования Hafler Trio.

Третий эпизод современный, добавлен при переиздании. Атональная такая игра на клавишах, скорее напоминающих ударные -- вроде игры капель дождя на ведрах в саду, плюс фагот, флейта, скрипка. В общем, не отличить от Popol Vuh.

Самая же веселая композиция #2, 30 минут и называется ``rapid eye movements''. Хороший такой сюрреализм в духе Nurse with Wound: запинающиеся диалоги на разных языках, отрывки мелодий, поезда, звук включенного магнитофона на fast-forward -- в общем, опера по Джойсовскому Улиссу, с привлечением детского хора, оркестра народных умельцев расчески и сломанного инкубатора. Трудно даже передать до чего хороша данная пьеса, трогателное оставляет такое ощущение, как летний дождь на скамейке в пионерском лагере.


Misha Verbitsky.